Газетный
художник, потерявший работу, взял и сбежал... На дачу! И, чтобы успокоить
мятущуюся душу, перекидал машину песка. Все на пользу!
Не скрою,
и я был расстроен, когда узнал, что карикатурист Женя Кран попал под
сокращение в одном из уважаемых тюменских СМИ (которое из соображений
профессиональной этики называть не стану).
Об
увольнении художник рассказал сам и выглядел грустным. Все-таки мы, бывшие
советские люди, зациклены на принадлежности к трудовому коллективу с его
устоявшимся круговоротом событий и правил. Сейф и трудовая книжка в нем;
бухгалтерия и касса; два дня получки в месяц, соцпакет и новогодний банкет
среди знакомых лиц...
И вот
Евгений Андреевич очутился в свободном полете. Я, впрочем, не сомневался, что
подъемный на всякие затеи и придумки Кран быстро придет в норму. Так и
произошло. При новой встрече он выглядел спокойным и оптимистично
настроенным. И, хорошо поговорив за чаем, мы пришли к позитивному выводу,
пусть придуманному до нас: все, что ни делается - к лучшему.
«Художника
без работы не бывает?» Чуть наивный вопрос собеседник перевел в эмоциональный
ответ: «Работы - прорва! Надо только не лениться, искать. А главное -
соответствовать тому, что требуется сделать».
... Но,
пребывая в настоящем, мы невольно вернулись в прошлое.
Как
говорили в старой шоколадной рекламе, шок - это по-нашему. Женя сильно
удивил, сообщив, что дорогу к мосту в створе моей улицы Профсоюзной строил и
он, выпускник Тюменского инженерно-строительного института. Поступал в вуз,
наступив на горло собственной песне. Родители были не против, чтобы он
рисовал - «но сначала получи хорошую профессию!»
Сегодня он
говорит чуть шутливо: «Я с детства художник, а все остальное - бесплатное
приложение». Начинал со стенгазет. Мама была их редактором везде, где
трудилась, а сын рисовал картинки. Стенгазеты выпускались чаще всего к
праздникам, а потому Женя начал с. добросовестного воспроизведения
поздравительных открыток. А уже потом, когда понял, что увлекся не на шутку
играми с карандашом и ватманом, записался в детскую художественную школу им.
Митинского.
И так
вошел во вкус, что нарисованные им портреты (даже Ленин там был) несли на
демонстрациях. А в институте, когда кабинет военной подготовки решили
украсить диорамой «Битва на переправе» (сюжет не был привязан ни к какой
конкретной операции Великой Отечественной), Женя нарисовал все, что
сопровождало и дополняло макет сражения.
После
восьмого класса он понес документы в училище искусств - и не прошел по
конкурсу. Живопись всегда ему не очень удавалась. «Сказали: краски у тебя
какие-то блеклые, скучные, неяркие. Сейчас, когда надо поработать в цвете,
обращаюсь к компьютеру - вот где буйство красок!»
В 80-е он
пять лет отпахал в Свердловске, возвратился, снова строил в Тюмени дороги. И,
наконец, почувствовал, что песок, щебень и асфальт его больше не вдохновляют
- совсем. Победило обыкновенное человеческое желание получать от работы
удовольствие. И первой газетой, где понадобился Кран, стала «Сударыня».
... Теперь
он трудится по месту жительства. Хотя признается, что привыкает трудно:
«Сидеть целый день дома - издевательство над организмом». Называет это
«сменой образа жизни» - не смертельно, но болезненно. И не сомневается, что
плохие ощущения пройдут. «Остаюсь в теме, в деле - у меня несколько трудовых
договоров с различными изданиями, в том числе московскими и питерскими.
Карикатура не умирает, что бы об этом ни говорили. Хотя бывают и иные заказы
- например, проиллюстрировать ту или иную статью. А газета «Панорама ТВ» в
Санкт-Петербурге просит всегда чистый юмор, далекий от политики».
Евгений
Андреевич и не чурается смежных областей. Вдруг почувствовал острый интерес к
оформлению детских книг - и поработал в творческом тандеме с Василием
Михайловым, одним из тюменских авторов, пишущих для ребятни. Сотрудничает и с
живущим в Нью-Йорке писателем Константином Монастырским. «Живу в Интернете.
Там можно почерпнуть бездну свежей информации, навевающей сюжеты рисунков».
Остается,
впрочем, заноза беспокойства. «Меня волнует мой статус. В свои 55 чувствую
себя в отличной форме и могу трудиться, не разгибаясь. Но - я копаюсь в
работе: это мне интересно, а вот то, извините, нет. Могу ночами не спать,
придумывая, как выстроить рисунок. Бывают такие задания, что требуют, так
сказать, длинных мыслей. Вот и думаешь, ворочаешься с боку на бок. А идея
нередко приходит наутро. Словно солнечный поцелуй через окно!»
Это и есть
реальная жизнь творческого человека. Где почти всегда присутствуют
неудовлетворенность собой и ощущение, что лучшее твое произведение еще
впереди. Где темные краски смешаны со светлыми, но последних всегда больше -
иначе мастер неизбежно превратится в наводящего тоску на других нытика. А это
точно не про него, Женю, любящего пошутить и от души рассмеяться. И не
лишенного, кстати, самоиронии.
Провожая
гостя, я мысленно пожелал ему вслед: пусть все устроится, уладится,
срастется. И пусть художник спокойно творит, ощущая себя востребованным и
уважаемым человеком. Нужным в любые времена.
Предлагаем
вашему вниманию одну из карикатур героя этой публикации.
|
Владимир
Танков
Комментариев нет:
Отправить комментарий